МБОУ «ЛИЦЕЙ №3» г.о. Прохладный, КБР |
|
Рекомендации психолога родителям
Для всех нас наступает волнительная пора - пора подготовки ребенка к школе. Кто-то из родителей стремится поскорее научить ребенка безукоризненно читать, писать и считать, кто-то присматривает ранец и канцелярские товары, а кто-то испытывает просто тревогу за своего малыша: как воспримет его учитель, как построятся отношения с ребятами, станет ли он успешным? Нужно обязательно верить в то, что он станет успешным и все у него получится, но получится уважаемые родители в первую очередь, с вашей помощью, поддержкой, заботой и любовью. А для этого прислушайтесь к следующим рекомендациям психологов и педагогов: · Рассказывайте ребенку, как вы пошли в первый класс, какие забавные случаи и происшествия случались с вами во время учебы, просматривайте вместе свои школьные фотографии; · Вселяйте в ребенка уверенность, формируйте у него положительное отношение к школе, позитивно отзывайтесь об учителях и классе. Учитель для ребенка является непререкаемым авторитетом. И когда это именно так, то можно преодолеть любые проблемы; · Оставайтесь мамами и папами, не входите в роль строгих оценивающих учителей, не будьте слишком требовательны к ребенку, проявляйте терпение к капризам вашего «нехочухи»; · Прислушайтесь к тому, какие «волшебные» слова использует ваш ребенок: здравствуйте, до свидания, спасибо, прощу прощения и т. п. Обратите внимание на свой лексикон и тон. Лучше всего не отдавать ребенку команды: принеси то, сделай это, убери на место, - а превратить их в вежливые просьбы. Известно, что дети копируют поведение и манеру общения своих родителей; · Помните, дети имеют право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым. Не ошибается только тот, кто ничего не делает; · Наблюдайте, как ребенок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в общественных местах. Ребенок шести-семи лет должен управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как этого хочет он. Следует уделить особое внимание ребенку, если он в предшкольном возрасте может прилюдно устроить скандал в магазине, когда вы ему что-то не купили; если он агрессивно реагирует на свой проигрыш в игре и т. п.; · Если вы видите, что у малыша есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и т. д.; · Больше играйте со своим ребенком, он должен прожить полноценное детство. «Недоигравшие» дети плохо перестраиваются на учебную деятельность; · Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги всей семьей перед сном; · Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать и т. д. Для материалов отведите отдельное место, чтобы ребенок самостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке. Тренируйте пальчики ребенка, используйте ножницы для вырезания различных фигур; · Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной. · Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь. · Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, придумывайте что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т. п.; · Помните, что гибкое владение способами установления взаимоотношений с ребенком, облегчит его адаптацию в новом классном коллективе. Успехов Вам и удачи в процессе подготовки ребенка к школе! Журавлева Л.Ф. – педагог – психолог МБОУ «Лицей №3»
Дороги, которые мы выбираем. «Можно знать очень многое, не зная самого нужного». Л.Н.Толстой. Выбор профессии – дело личное. Самостоятельный выбор профессии и рода занятий гарантируется не только Конституцией страны, но и Всеобщей Декларацией прав человека. Интерес к своему образу - «Я» актуализируется в ранней юности: какой «Я», как воспринимают меня окружающие, каким «Я» хочу быть, кем «Я» могу и хочу стать, что «Я» могу и должен для этого сделать. Процесс поиска своего «Я» для многих подростков достаточно сложен. Для того чтобы простроить жизненную перспективу, ученик должен пройти по дороге исканий и приобрести хотя бы минимальный опыт. Как правило, этот процесс завершается у многих людей только в зрелом возрасте. Однако формировать объемное представление о своем социальном «Я» продуктивнее всего именно в школьные годы. Траектория взрослой жизни должна формироваться в школе, в этом случае пребывание в ней становится осмысленным. Однако не все школьники готовы к такой ответственности за столь важный жизненный выбор. Многие подростки в силу своего развития и условий, в которых происходит это развитие, часто находят довольно замысловатые пути избегания ответственности за свое профессиональное и личностное самоопределение. Страх перед ответственностью у некоторых из них вызывает внутреннюю напряженность, при которой срабатывают защитные механизмы – механизмы подстраховки своего выбора. Эта подстраховка часто ориентирована на стереотипы общественного сознания, в результате чего подросток не самоопределяется, а его «определяют» в силу его социальной незрелости. На жизненный выбор ребенка оказывают большое влияние родители, сверстники, учителя, средства массовой информации и т. д. Поэтому помощь в столь ответственном выборе должна начинаться задолго до подросткового возраста. Суть ее заключается в том, чтобы у воспитанника постепенно формировалась готовность быть реальным субъектом образовательного процесса: ü уметь видеть свои проблемы; ü быть способным к сотрудничеству; ü выполнять требования взрослых; ü проявлять активность; ü пробовать самостоятельно решать свои проблемы. ü уметь нести ответственность за совершенные действия и поступки. Быстро такие сложные вопросы не решаются. Идеальную цель достичь удается редко, но идеалы и существуют для того, чтобы указывать направление стремлений. Поэтому главная цель профессионального самоопределения формулируется следующим образом: постепенное формирование у школьника готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени, пространства и смысла, постоянно расширяющим свои возможности и максимально их реализующим. Если человек внутренне пуст, у него нет системы принципов и идеалов, то ему легко подстраивается под конъюнктуру «рынка профессий». В этом случае труд, профессиональная деятельность из личностно значимых, все больше превращаются в средство построения успеха, то есть становятся чем-то внешним по отношению к внутреннему миру человека. Привлекательный образ жизни - большой соблазн. Современному подростку очень трудно преодолеть ложные ориентации, чтобы не стать «стандартным человеком» (Р. Миллс). Поэтому психологу в рамках самоопределения приходится заниматься в первую очередь проблемами морали и нравственности, составляющими «ядро» самоопределяющейся личности. Процесс самоопределения предполагает адекватный своим личностным характеристикам выбор человеком своих перспективных жизненных целей. В этом возрасте ребенку свойственно сомневаться, ошибаться и менять свои увлечения и интересы. Все это способствует приобретению опыта. Психологическое сопровождение воспитанника в этот период направлено на расширение его представлений о самом себе и окружающих людях. Нужно понимать, что диагностические методики, используемые в рамках программы «Самоопределение», в первую очередь предоставляют результат для ребенка, который помогает ему определиться с характеристиками своего «Я»- образа и при необходимости и осознанном подходе изменять его. Более того, любая массовая процедура диагностики имеет высокую степень погрешности. Подростки не имеют реального опыта пребывания в разнообразных жизненных ситуациях, позволяющих им в этом возрасте провести грамотный анализ своих действий и поступков. Поэтому зачастую они отвечают исходя из того «как надо, как нравится, как должно быть», а не как есть на самом деле. В течение ряда лет в лицее исследовались предпочтения и интересы учащихся старшей подростковой группы. Предпочтение отдается видам деятельности в сфере «Человек-человек» и «Человек - художественный образ». Данные мониторинга представлены на слайде №1. Пояснения к слайду №1 представлены на слайде №2. В условиях школы обращение к проблеме профессионального и личностного самоопределения возможно не только в рамках специально отведенных для этого часов, но и на всех уроках. Каждый учитель при проведении самых разных занятий-мероприятий всегда может затронуть те или иные аспекты личностного выбора. Психолог А.Г. Асмолов отмечает, что главная задача школы – не передача знаний, а формирование у школьников смысловой картины мира, того мира, в котором они собираются жить и самоопределяться. Способность подростков к самостоятельному решению своих проблем является результатом интегрированного подхода всех участников образовательного пространства к вопросам самоопределения выпускников. Педагог-психолог: _________Журавлева Л.Ф.
Просмотров: 1709 |
![]()
|
(C) МБОУ «ЛИЦЕЙ №3» г.о. Прохладный, КБР Сделано на платформе для сайтов образовательных учреждений EduHosting.ru |